Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Поиск по сайту
Меню сайта

В связи с вводом Ограниченного контингента советских войск в Афганистан и осложнением обстановки на советско-афганской границе в 1981 г. для обеспечения надежной ее охраны на участке рек Амударья и Пяндж в соответствии с решением Правительства СССР был сформирован отдельный дивизион сторожевых катеров (45-й одск) с базированием в г. Термез (Термезская флотилия).

История флотилии » После переформирования части. 1996г по наши дни.
После переформирования части. 1996г по наши дни.
Украинский "Руслан" доставит в Узбекистан военный катер
[31.10.2004 08:09] • Деловая Неделя
Тяжелый транспортный Ан-124-100 "Руслан" авиакомпании "Авиалинии Антонова" доставит из Киева в Термез построенный в Украине для погранвойск Узбекистана бронированный артиллерийский речной катер "Гюрза". Как сообщает пресс-служба АНТК им. Антонова, загрузка катера в самолет производилась при помощи погрузочной системы, специально разработанной и изготовленной на АНТК для погрузки и выгрузки в самолет крупногабаритных грузов массой до 120 тонн. Продолжительность полета составит 4 часа 15 минут, расстояние перевозки- 3400 км.
Как сообщает агентство "Интерфакс-Украина", строительство катера для специальных подразделений погранвойск Узбекистана осуществлено на мощностях завода "Ленинская кузня" в рамках финансируемой госдепартаментом США программы помощи в области экспортного контроля и безопасности границ (EXBS).

В рамках заключенного в июне 2003 года контракта между госдепартаментом США и дочерним предприятием госкомпании "Укрспецэкспорт" - ГП "Специализированная внешнеторговая фирма Прогресс" на сумму $5,6 млн. для узбекских партнеров будет построено 2 катера. Второй корабль, согласно предварительной информации, должен быть передан заказчику в декабре. Катера для специальных подразделений погранвойск Узбекистана, ведущих борьбу с наркотрафиком на Амударье на южной границе государства будут базироваться в порту Термез, отмечает Uatoday.

Справка "Деловой Недели"

Катер "Гюрза" проекта 58150 имеет длину 20 м и водоизмещение 34 т. Он способен развивать скорость до 55 км/ч благодаря двум дизельным двигателям фирмы "Катерпиллер" мощностью по 1 тыс.л.с. В состав вооружения входят 4 ПТУР, 30-мм пушка, пулемет калибра 14,5-мм, два пулемета калибра 7,62-мм и 8 дымовых гранат. Катер оборудован тепловизором, позволяющим вести бой ночью. На максимальной скорости катер может пройти до 250 км, а на средней в 20 км/ч - до 1 тыс. км, что обеспечивает его автономность в течение 5-7 дней. Все жизненно важные агрегаты защищены шведской бронированной сталью. Малая осадка судна позволяет ему эффективно выполнять задачи и на мелководье.

Америка Узбекистану подарила 2 катера "Гюрза"
01:14 13.01.2005
Алок ШЕКХАР
индийский журналист из Узбекистана

Сегодня Посол США в Узбекистане г-н Джон Пурнелл передал два новых речных патрульных катера "Гюрза" Пограничным войскам Службы национальной безопасности. Со стороны правительства Узбекистана катера принял командующий Пограничными войсками Комитета Охраны Государственной Границы Службы национальной безопасности Генерал-майор И.Ибрагимов. На церемонии также приняли участие представители судоверфи "Ленинская кузница", Украинской проектной и строительной фирмы "Прогресс", а также областные и местные представители из Термеза. В составе американской делегации были представители из Департамента внутренней безопасности США и из Офиса Координатора помощи США Европе и Евразии при Госдепартаменте США.

Катеры класса "Гюрза" предоставляются Узбекистану в рамках "Проекта пресечения незаконного пересечения границы при помощи средств авиации" (AIP) - программы, спонсируемой Госдепартаментом США В июне 2003 года Госдепартамент выделил 5,6 миллион долларов США Украинской фирме Прогресс для проектирования и постройки катеров. Двадцати-метровые катера будут использоваться для патрулирования реки Амударья на участке границы Узбекистана с Афганистаном и будут спущены на воду в порту Термеза. Катера были специально спроектированы для уникальных гидрологических данных реки Амударья, с очень малой осадкой и высокоростным двигателем. Новые патрульные катера имеют установки комплексных датчиков, которые позволяют круглосуточное и всепогодное использование катера. Первое судно было доставлено в ноябре, а второе в декабре 2004 года.

С 2003 года Госдепартамент США через программу AIP предоставил Узбекистану помощь в сфере безопасности в виде оборудования и трейнингов, включая предоставление приборов ночного видения, приборы глобального позиционирования, а также иммитатор полета на вертолете Ми-8/24.

Контракт на постройку 2-х катеров проекта «Гюрза» был подписан 29.06.2003 г., головной катер заложен на стапеле ССЗ «Ленинская кузница» (г. Киев) 19.02.2004 г., спущен на воду 2.10.2004 г. Испытания проводились на Киевском море в районе Канева на 8 - 10-метровой глубине и закончились успешно 26.10.2004 г.

А уже 29 октября головной катер, получивший название «Джайхун» (древнее название реки Аму-Дарья), бортовой номер 01, был погружен на борт тяжелого транспортного самолета «Руслан» и доставлен в Термез, где после сборки был спущен на воду и передан Пограничной речной флотилии Узбекистана. Второй катер, получивший название «Сайхун» (древнее название другой центральноазиатской реки, тоже впадающей в Аральское море – Сыр-Дарьи), бортовой номер 02, должен быть завершен и испытан до конца ноября, после чего также будет отправлен самолетом в Термез. Разработчик проекта бронированного патрульного катера «Гюрза» – Казенное предприятие «Исследовательско-проектный Центр кораблестроения» (г. Николаев), директор Е. А. Борисов, главный конструктор – С. Кривко.

Примечательно, что при закладке катеров, спуске на воду и отправке присутствовали послы США и Узбекистана в Украине. Финансирование проекта, объем которого не разглашается, осуществляют США, заинтересованные в расширении своего присутствия в Азии и намеренные, в том числе, оказывать Узбекистану содействие в борьбе с наркобизнесом в регионе.

Вопрос о необходимости обновления материальной части существующей на Аму-Дарье со времен бывшего СССР узбекской речной флотилии впервые встал в 1996 году после выхода подразделений афганских талибов к границе Узбекистана, проходящей по этой реке. Помимо общей нестабильности, характерной для этой части региона, усилился наркотрафик и вооруженные нарушения границы.

Оказалось, что лучше всего для перекрытия участка узбекско-афганской границы подходят бронекатера, обладающие достаточно высокой огневой мощью и возможностью оперативно контролировать большие участки границы в сочетании с нанесением при необходимости ударов по огневым точкам на берегу. В составе узбекской речной флотилии по состоянию на 1998 г. оставались еще три устаревших бронекатера пр.1205 («Шмель»), построенных в 1969 - 70 гг. в Николаеве на судостроительном заводе им.61 коммунара. Сначала предполагалось ограничиться капитальным ремонтом этих катеров, но в итоге пришли к пониманию того, что лучше построить новые. После событий 11 сентября и активизации присутствия США в Узбекистане появилась возможность финансирования строительства таких катеров за счет американской стороны.

Особенностью проекта является оснащение катера армейскими системами вооружения и связи, что дает возможность оперативно пополнять запасы с армейских складов без обязательного ухода с позиции на базу.

«Гюрза» уникальна благодаря сочетанию малых размеров и высоких тактико-технических характеристик. Он имеет длину 20 метров, ширину 4,77 метра и водоизмещение всего 34 тонны. Осадка катера составляет 0,84 м, кроме того, наличие водометного движителя позволяет катеру передвигаться на мелководье. Скорость полного хода составляет 55 км/час, экономического – около 20 км/час. Дальность плавания полным ходом составляет около 400 км, экономическим – до 1 тыс. км. Численность экипажа - 5 человек. Автономность по запасам провизии – до 7 суток.

Катер вооружен 30-миллиметровой пушкой, крупно- и мелкокалиберными пулеметами, а также противотанковыми ракетными установками. В боекомплект артиллерийского модуля входят 500 снарядов, предусмотрена возможность хранения на борту дополнительно такого же количества боеприпасов. В процессе проектирования, с учетом практического опыта применения бронекатеров пр.1205 на Аму-Дарье, бронирование катера было значительно.

«Гюрза» оснащена специально разработанной оптико-электронной системой обнаружения целей, мощной системой радиосвязи, внутренним телевидением, системой слежения за состоянием водонепроницаемых дверей между отсеками и наличием воды в самих отсеках, специальной системой противопожарной безопасности.

Жилой отсек оборудован ванной с подачей холодной и горячей воды, санузлом, соответствующим международным экологическим стандартам, кондиционерами и камбузом с микроволновой печью, плитой и холодильником объемом более 200 л. На катере установлен электрогенератор и аккумуляторные батареи, благодаря которым он может активно работать и вести боевые действия еще 4 часа после отключения или повреждения по каким-то причинам штатного генератора.

По некоторым экспертным оценкам, объем военной помощи, предоставленной Вашингтоном Узбекистану в 2001 году, составил $55 млн., в 2002 году – $160 млн., так что, похоже, «Гюрза» - не последний узбекский заказ для оборонных предприятий Украины…

Просмотров: 3044 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Термезская флотилия © 2017
Хостинг от uCoz