Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Поиск по сайту
Меню сайта
Главная » 2010 » Февраль » 17 » 17 февраля стало ежегодным праздником Службы горючего Вооруженных Сил России[/
17 февраля стало ежегодным праздником Службы горючего Вооруженных Сил России[/
13:44
СЛУЖБА ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ МИНИСТЕРСТВА ОБРОНЫ РССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля стало ежегодным праздником Службы горючего Вооруженных Сил России
С июля 1937 г. УСГ РККА переподчинено НКО СССР, с октября 1939 г. - Управлению военно-технического снабжения РККА, с июня 1940 г. - вновь НКО СССР, с марта 1941г. - начальнику Генерального штаба.
1 августа 1941 года Народный Комиссар обороны СССР "в целях улучшения работы тыла" подписал Приказ № 0257 "Об организации Главного управления тыла Красной Армии...". Этим приказом была создана должность начальника тыла Красной Армии, в подчинение которому "во всех отношениях" перешло и Управление снабжения горючим.
Всего за годы Великой Отечественной войны Вооруженными Силами было израсходовано 16,4 млн. т горючего. Если заправка всех фронтов по состоянию на 1 января 1942 г. по автомобильному бензину составляла 9,9 тыс. т, то на 1 мая 1945 г. она возросла в 2,7 раза и достигла более чем 27 тыс. т.
Потреблялось огромное количество горючего, моторных масел, смазок и специальных жидкостей. Если среднемесячное потребление горючего в 1942 г. принять за 100 процентов, то в 1943 г. оно составило 113, в 1944 г. - 133 и в 1945 г. - 158 процентов, или возросло более чем в 1,5 раза.
За годы войны были восстановлены склады и нефтебазы общей вместимостью более 430 тыс. кубометров, выполнены перевозки суммарно всеми видами транспорта в размере свыше 36 млн. т (перевозки превысили расход в 2,5 раза). На долю железнодорожного и автомобильного транспорта пришлось почти 80 процентов перевозок.
Таков вклад службы горючего в общую Победу.
После Великой Отечественной войны рост технического оснащения Вооруженных Сил и связанное с ним резкое увеличение потребности войск (сил) в горючем, появление ракетной техники и нового вида материальных средств - ракетного топлива потребовали совершенствования организационной структуры Службы снабжения горючим, разработки новых образцов технических средств.
Службой горючего успешно была решена совершенно уникальная задача по организации и созданию системы обеспечения ракетным топливом РВСН, ВМФ, ПВО, а в дальнейшем и космических программ.
Появились полевые магистральные трубопроводы (1953 г.), средства хранения, транспортирования и перекачки ракетного топлива, резинотканевые резервуары и др. Сформированы: научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов Красной Армии (1946 г.), военно-техническое училище Службы снабжения горючим (1947 г.). В Службе снабжения горючим зародилась и оформилась химмотология - наука, изучающая эксплуатационные свойства и качества топлива и смазочных материалов, теорию и практику их рационального использования в двигателях, машинах и механизмах.
В 1953 г. обеспечение всех видов Вооруженных Сил округов (флотов) нефтепродуктами сосредоточилось в УСГ МО СССР. В 1967 г. Управление снабжения горючим МО СССР было реорганизовано в Центральное управление снабжения ракетным топливом и горючим МО СССР, с 1979 г. - в Центральное управление ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) МО СССР. С мая 1992 года высший орган Службы горючего - Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации.
На Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации возлагается:
• обеспечение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил по Службе горючего;
• обеспечение войск и сил флота компонентами ракетного топлива, горючим, смазочными материалами, специальными жидкостями (тормозными, гидравлическими и др.) и техническими средствами службы горючего;
• организация технического обеспечения Службы горючего;
• руководство соединениями, воинскими частями, учреждениями и производственными предприятиями Службы горючего;
• методическое руководство и контроль за специальной подготовкой личного состава Службы горючего Вооруженных Сил;
• осуществление научно-технической политики по Службе горючего, организация и руководство научно-исследовательской, опытно-конструкторской, рационализаторской и изобретательской работами по Службе горючего, организация метрологического обеспечения в соединениях, воинских частях и учреждениях центрального подчинения и методическое руководство этой работой в округах и на флотах;
• планирование капитального строительства и ремонта центральных и окружных баз и складов ракетного топлива и горючего, а также других объектов службы;
• финансово-экономическое обеспечение Службы горючего. Разработка и проведение в жизнь мероприятий по экономии финансовых и материальных ресурсов, контроль за законностью использования материальных и денежных средств Службы горючего;
• подбор и расстановка руководящих кадров Службы горючего видов ВС, округов и флотов, а также в соединениях, воинских частях и учреждениях центрального подчинения;
• руководство подготовкой кадровых офицеров в ВАТТ и Ульяновском филиале ВАТТ, офицеров запаса на военных кафедрах гражданских высших образовательных учреждений, прапорщиков и младших специалистов Службы горючего;
• руководство аппаратом военных представительств на предприятиях промышленности, осуществляющих поставки продукции номенклатуры Службы горючего для Вооруженных Сил;
• решение вопросов подготовки необходимых мобилизационных мощностей по производству ракетного топлива, горючего и технических средств Службы горючего на предприятиях страны и контроль за мобилизационной подготовкой этих предприятий;
• руководство Службой горючего округов, флотов, армий и флотилий, а также видов Вооруженных Сил и ВДВ по специальным вопросам.
Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации состоит из:
• 1-го управления (ракетного топлива и горючего);
• 2-го управления (технического обеспечения);
• организационно-мобилизационного отдела;
• финансовой службы;
• финансовой инспекции;
• группы боевой подготовки и АСУ;
• других служб.
При Центральном управлении ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации функционируют: научно-технический комитет и 1-ое Представительство Министерства обороны Российской Федерации.
Служба горючего, как орган управления существует во всех видах Вооруженных Сил, Воздушно-десантных войсках, в военных округах, на флотах, в армиях, на флотилиях, в корпусах, дивизиях, бригадах, полках, отдельных частях. В состав Службы горючего ВС РФ входят:
• 25-й Государственный научно-исследовательский институт МО РФ по применению топлива, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии;
• центры обеспечения Министерства обороны: горючим, техническими средствами Службы горючего; базы и склады горючего и ракетного топлива;
• трубопроводные соединения, автомобильные части и подразделения подвоза ракетного топлива; ремонтные заводы Службы горючего;
• военные представительства на заводах, магистральных нефте-продуктопроводах, в научных учреждениях; Ульяновский филиал ВАТТ (ранее Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Б.Хмельницкого, Музей СГ ВС РФ, другие учреждения (воинские части).
Основу инфраструктуры Службы горючего составляют ее склады и базы центрального, окружного, флотского подчинения, которые размещены на всей территории России. Занимаемая ими площадь составляет около 15 тыс. га. Кроме того, имеются войсковые и аэродромные склады для содержания войсковых запасов горючего. Годовой грузооборот горючего через систему центральных, окружных, флотских и армейских складов составляет более 8 млн. т.
Имеющиеся трубопроводные соединения, воинские части и подразделения располагают возможностью проложить полевые магистральные трубопроводы для подачи горючего общей протяженностью свыше 16 тыс. км.
Ремонтные заводы Службы горючего способны осуществлять ремонт ее техники, а также производить продукцию двойного назначения.
25 ГосНИИ МО РФ является головным учреждением не только в Министерстве обороны Российской Федерации, но и в стране в целом, по применению горючего на вооружении и военной технике. В 1999 г. в его состав включен в качестве филиала 932 Научно-исследовательский центр МО РФ в г. Санкт-Петербурге.
Ульяновский филиал Военной академии тыла и транспорта осуществляет подготовку офицеров с высшим военно-специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей в Службе горючего во всех видах Вооруженных Сил. Выпуск 1999 г. составил 222 офицера. Подготовку офицеров запаса Службы горючего осуществляет военный факультет Уфимского Государственного нефтяного технического университета и военные кафедры Государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина (г. Москва), Казанского Государственного технологического университета, Тюменского нефтегазового университета.
Коренные изменения произошли в системе обеспечения Вооруженных Сил нефтепродуктами после распада СССР. В новых экономических условиях резко осложнилась задача обеспечения войск всей номенклатурой горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей. Ушли в прошлое вместе с соответствующими структурами нефтепродуктообеспечения такие понятия как выделяемые Госпланом фонды горючего для централизованной поставки, децентрализованные фонды на нефтебазах, позволяющие максимально приблизить поставщиков горючего к воинским частям и сократить транспортные расходы, обязательные для исполнения задания производителям смазочных материалов, специальных жидкостей.
В настоящее время роль государственных органов ограничивается назначением бюджетных ассигнований для закупки нефтепродуктов и последующим контролем за расходом выделенных денежных средств. В повседневную деятельность Управления ракетного топлива и горючего вошли такие понятия как конкурсы, маркетинг, контракты и спецификации. Определение поставщиков нефтепродуктов, заключение договоров на поставку и контроль за их исполнением потребовали принципиальных изменений в функциях Центрального управления и Служб горючего военных округов (флотов), осуществляющих самостоятельные закупки горючего. Решение новых вопросов потребовало повышения уровня экономической и юридической подготовки офицеров службы.
К сожалению, становление принципиально новой системы обеспечения горючим сопровождается крайне нестабильной экономической обстановкой в стране и, в частности, на рынке нефтепродуктов. Нередкие в последние годы скачки цен на нефть и нефтепродукты, частые изменения налогов и экспортных пошлин не позволяют нефтяным компаниям проводить долгосрочное планирование своей ценовой политики. Падение объемов производства и переработки нефти на 34% по сравнению с 1992 годом, повышение цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке привели к дефициту нефтепродуктов в стране и фактической диктовке нефтяными компаниями условий поставки, что приводит к срыву конкурсов на закупку нефтепродуктов и дополнительному усложнению работы по обеспечению ими Вооруженных Сил.
Незначительный рост объема выделяемых денежных средств в последние годы сводит на нет непрекращающийся рост цен на нефтепродукты. В результате закупки нефтепродуктов для нужд Вооруженных Сил с 1992 года, сократились в 2,8 раза (с 8,7 млн. т до 3,1 млн. т в 1999 году).
Экономический кризис и необходимость рентабельности производства привели к прекращению производства ряда наименований смазочных материалов и специальных жидкостей, без которых невозможна эксплуатация отдельных видов военной техники. Также остро стоит проблема восстановления производства и одновременно утилизации отдельных компонентов ракетного топлива. Но и в этих тяжелых условиях Служба горючего делает все возможное для полного и своевременного обеспечения задач боевой подготовки и жизнедеятельности войск, ни одна из поставленных перед Вооруженными Силами задач, в том числе и Правительственных по обеспечению военной безопасности государства. и связанных с международными конфликтами, не была сорвана по вине Службы горючего.
Многолетний опыт, накопленный Службой горючего в обеспечении войск горючими и смазочными материалами, показывает, что успешное решение этой сложной и ответственной задачи возможно только при четко налаженной системе технического обеспечения.
Динамику развития техники Службы горючего от момента ее зарождения до наших дней можно проследить по отдельным этапам:
• довоенный период характеризуется крайне низкой обеспеченностью техникой Службы горючего, в то время как потребность в новых образцах военной техники постоянно росла. Обеспеченность службы основными техническими средствами составляла от 30 до 65 %;
• годы Великой Отечественной войны и короткий послевоенный период до начала 50-х годов отмечаются улучшением оснащения Красной Армии вооружением и военной техникой, в том числе техническими средствами Службы горючего. Большое значение в период войны приобрели ремонтные органы Службы горючего, которые обеспечили возвращение в эксплуатацию в общей сложности до 80 % техники;
• период конца 50-х годов и до распада Советского Союза является периодом научно-технического прогресса в развитии технического оснащения Службы горючего, в чем особая заслуга принадлежит начальнику Центрального управления ракетного топлива и горючего генерал-полковнику В.В. Никитину (1953 - 1984 гг.). В это время особое внимание уделяется развитию полевых магистральных трубопроводов, созданию трубопроводно-складской системы, применению блочно-модульных технических средств службы и т.д. В 70-е годы на Службу горючего были возложены функции разработки, заказа и обеспечения войск автомобильными средствами заправки и транспортирования ракетного топлива и горючего. В эти годы были разработаны АСЗТГ повышенной проходимости и грузоподъемности, создана ремонтная база Службы горючего. С связи с вооружением ВС СССР ракетной техникой были разработаны технические средства для транспортирования, перекачки и хранения компонентов ракетного топлива.
• Технический потенциал Службы горючего наращивался как за счет роста оснащенности техническими средствами (рост более чем в 120 раз), так и в результате повышения ее тактико-технических характеристик (более чем в 25-30 раз) по сравнению с военным периодом.
После 1991 года Служба горючего потеряла значительную часть своей производственной базы, оставшейся на Украине и территориях других стран СНГ. Поэтому одной из важнейших задач является восстановление промышленного потенциала на территории РФ. Благодаря настойчивой работе ЦУРТГ МО РФ на территории России организовано производство ряда важнейших образцов техники: АО "Белгородэнергомаш" -АТЗ-7-4310, АТМЗ-5-4320; АО "Строймашина" (г. Челябинск) - АТЗ-10-4320, АЦ-10-4320, КГЗСТ-2А, проводятся государственные испытания отечественного топливозап-равщика ТЗ-22; НПФ "Агрегат" (г. Чехов) - фильтротехника, ремонтные предприятия ЦУРТГ МО РФ - АЦ-5,5-4320, АТЗ-10-4320, АЗ-60 и т. д.
В настоящее время Служба горючего Вооруженных Сил РФ располагает значительным материально-техническим потенциалом, позволяющим в целом решать главную задачу технического обеспечения по поддержанию боеготовности войск и сил флота. На этапе реформирования ВС РФ, значительного сокращения ассигнований на закупку технических средств, наряду с решением вопросов совершенствования структуры подразделений, частей и учреждений службы горючего особое внимание уделяется технической политике, базирующейся на вновь разработанных принципиальных положениях, предусматривающих в первую очередь переход на качественные параметры в развитии и создании технических средств в единой системе с боевой техникой, на общей конструктивной и технологической основе. Цель технической политики по Службе горючего на современном этапе - максимальное сохранение технического потенциала службы, поддержание необходимого уровня ее боевой и технической готовности, как составного элемента укомплектованности Вооруженных Сил РФ.
Работы по развитию и совершенствованию технических средств Службы горючего предполагается вести по следующим основным направлениям:
• сокращение номенклатуры применяемых образцов с переходом на ТССГ типоразмерных рядов;
• унификация образцов по основному оборудованию и базовому шасси;
• применение для подвижных ТССГ автомобильных шасси преимущественно повышенной проходимости, однотипных с базовыми шасси техники и вооружения обеспечиваемых сухопутных войск;
• обеспечение авиатранспортабельности в снаряженном (АЦ и АТЗ с горючим) состоянии ТССГ, предназначенных для оснащения войск быстрого развертывания;
• сокращение потребности в личном составе за счет повышения основных технических характеристик ТССГ, уровня механизации и автоматизации работ и технологических процессов;
• применение новых перспективных материалов и технологий;
• модернизация существующих ТССГ;
• совершенствование комплектующего технологического оборудования ТССГ, в том числе насосов (предпочтение будет отдаваться высокоэффективным насосам лопастного типа), фильтров, фильтров-сепараторов, счетчиков жидкости,рукавов, арматуры и др.
Сегодня, когда различные виды горючего и специальных жидкостей выпускаются отечественными НПЗ более чем по 50 ТУ, когда значительно расширился ассортимент производимых автомобильных средств заправки и транспортирования горючего, вопросы стандартизации в процессах разработки, производства, эксплуатации и применения ГСМ и ТССГ имеют важное значение для обеспечения качества и надежности этой продукции, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на поддержание высокой боеготовности Тыла и Вооруженных Сил в целом. Эта проблема также является одной из функций Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации.
В начале 90-х годов еще одним направлением деятельности Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации совместно с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в соответствии с условиями международных договоров и односторонних обязательств России по сокращению вооружений, стала реализация комплекса долгосрочных мероприятий по ликвидации лишних запасов ракетного топлива.
С 1 декабря 2009 года Центральный аппарат Тыла Вооруженных сил РФ перешел на новую организационно-штатную структуру. Штаб Тыла Вооруженных Сил преобразован в Департамент координации и планирования тылового обеспечения Минобороны, три управления – вещевое, продовольственное и ракетного топлива и горючего – вошли в состав Департамента ресурсного обеспечения Минобороны.
Руководители службы горючего
1936-1937 гг. - полковник Мовчин Н.Н.
1938-1942 гг. - генерал-майор Котов П.В.
1942-1947 гг. - генерал-лейтенант Кормилицын М.И.
1947-1948 гг. - генерал-майор Карманов И.М.
1948-1953 гг. - генерал-лейтенант Томилин П.В.
1953-1984 гг. - генерал-полковник Никитин В.В.
1984-1988 гг. - генерал-лейтенант Базанов И.Н.
1988-1992 гг. - генерал-лейтенант Блохин В.А.
1992 г. - генерал-майор Шеленин A.M.
1992-1998 гг. - генерал-лейтенант Горупай П.И.
1999-2006 гг. - генерал-майор Очеретин Г.Н.
2006-2009 гг. - генерал-майор Каук В.К.
Просмотров: 3880 | Добавил: Владимир | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Термезская флотилия © 2017
Хостинг от uCoz