Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Поиск по сайту
Меню сайта

В связи с вводом Ограниченного контингента советских войск в Афганистан и осложнением обстановки на советско-афганской границе в 1981 г. для обеспечения надежной ее охраны на участке рек Амударья и Пяндж в соответствии с решением Правительства СССР был сформирован отдельный дивизион сторожевых катеров (45-й одск) с базированием в г. Термез (Термезская флотилия).

История флотилии » История 45 ОДСК
История 45 ОДСК
В 1979 г. осложнилась обстановка на советско-афганской границе. В конце года в Афганистан были введены советские войска. Для обеспечения охраны границы на реке Амударья, в соответствии с решением Правительства СССР, был сформирован дивизион сторожевых катеров в г. Термез (командир дивизиона капитан-лейтенант Васильев Ю.В.).

Командиры 45-го ОДСК:

капитан 2-го ранга Васильев Юрий Валентинович (1981-83 гг.)

капитан 2-го ранга Петренко Виктор Федорович (1983-87 гг.)

капитан 2-го ранга Меньшиков Николай ... (1987-88 гг.)

Изначально пирс выглядел так

В 1988 г. на базе 45-го одск была развернута отдельная бригада сторожевых кораблей (22-я обск, в/ч 9873) под командованием капитана 2 ранга Е. Козина.

В состав ОБСК входили: управление,подразделение пограничных сторожевых катеров (ПСК), взвод малых катеров типа «Пеликан» и «Аист», в береговой службе имелась авторота, а также: аккумуляторщик, электрик, фельдшер, специалист по горюче-смазочным материалам (ГСМ) и коки.

Общая численность личного состава бригады – около 500 человек.

Зона ответственности бригады по охране советско-афганской границы на речном участке от населенного пункта Нижний Пяндж (Таджикская ССР) до населенного пункта Боссаги (Туркменская ССР) имела протяженность около 300 км.

Дивизион (а позднее бригада) наряду с охраной государственной границы Советского Союза на речном участке в виде подвижного дозора и сопровождения караванов барж по реке, выполнял боевые задания в интересах спецподразделений пограничных войск КГБ СССР, находившихся на территории Афганистана: десантирование войск и грузов на афганский берег, совместные боевые операции с нашими разведчиками, переправка афганских осведомителей, охрана стационарных мостов и наведенных переправ. Дозорную службу вдоль линии границы экипажи кораблей и катеров несли днем и ночью. На охрану границу обычно выходили в составе одного ПСК и двух малых катеров. Например, ночью поднимались вверх по реке до Нижнего Пянджа (в районе стыка 3-й и 4-й застав Пянджского пограничного отряда), стопорили двигатели и дрейфовали вниз по течению, периодически бросая якоря и «прослушивая» местность при помощи РЛС и ПНВ (днем при постановке на якорь выбиралось место, с которого участок границы просматривался визуально как можно дальше). Таким образом, к рассвету катера спускались до стыка с Термезским пограничным отрядом, а затем вновь поднимались до Нижнего Пянджа. Как правило, ПСК дежурили две недели, а затем менялись. Экипажам малых катеров приходилось труднее. Их выходы на боевое дежурство затягивались иногда (из-за отсутствия смены) на месяц и более. Кстати, «Аисты» могли ходить на границу только парой, по одному – запрещалось (в общем, как и вертолетам – над территорией Афганистана). Каждая группа кораблей с катерами работала в своей зоне, которая была привязана к определенному участку пограничной заставы, тесно взаимодействуя с ПогЗ.

Ремонт катеров и их модернизация осуществлялись силами личного состава бригады. Так, например, скорость «Аиста» по техпаспорту – 20 узлов (около 40 км/ч). В результате доработки умельцами бригады (изменение направления выхлопного сопла, рихтовка винтов и др.) катер развивал скорость до 60 км/ч. ПСК были «тихоходами» (скорость – до 10 узлов). В гражданском флоте это был речной буксир. Его переделали, добавив на корму вращающуюся на станине установку АГС-17. ПСК составляли основу Темезской флотилии.

Корпус «Аиста» был дюраль-алюминиевый, а надстройка – фанерная. А ПСК, как говорится, был просто «железякой».

Экипаж малых катеров «Пеликана» и «Аиста» состоял из 2–3-х человек, вооруженных пулеметом РПК и автоматами АКС. С "Пеликана" собственно и началась Термезская флотилия. "Аист" был новым проектом малых катеров и был очень похож визуально на "Пеликан".

"Пеликан" был оснащен бензиновым двигателем на винтовом ходу. "Аист" - дизелем на водометной тяге. Это порой играло с ними злую шутку. Когда поднимался уровень воды в реке, в нее попадал весь прибрежный мусор, который забивал водомет. Но "Аист" был быстрее, маневренней и удобней в управлении. А «Пеликан» за былые заслуги установили на постамент в части.

Катер ПСК с экипажем в 6–10 человек имел вооружение: в носовой полубашне – 12,7 мм «Утес», два пулемета ПКТ – 7,62 мм (по одному с каждого борта), в кормовой башенке – гранатомет АГС-17 «Пламя». Кроме того, ПСК располагали РЛС («Кредо», «Фара») и приборами ночного видения.

По штатному расписанию экипаж состоял из 6 чел. (должность и звание):

1. Командир катера - мичман.

2. Рулевой, помощник командира - старший матрос.

3. Комендор (гранатометчик-стрелок) - ст. матрос, либо матрос.

4. Радист, помощник гранатометчика - матрос.

5. Старший моторист - ст. матрос.

6. Младший моторист - матрос.

Реальная численность экипажа за счет учеников и стажеров доходила до 10 чел.

Катер ПСК состоял из:

1. Носовая часть - верхняя палуба, нижняя палуба.

2. Рубка.

3. Моторное отделение.

4. Кормовая часть с гранатометной установкой.

В носовой части размещался якорный отсек. На нижнюю палубу вел маленький трап из рубки. Там размещались два кубрика: малый - на 2-е койки (в т.ч. койка командира), большой - на 4-е. К большому кубрику примыкал камбуз. Настолько маленький, на столько же и неудобный. Он состоял из чугунной плиты (он же чугунный котел, мартен в миниатюре), работал на солярке с водой. Готовить на нем было большим талантом и не малым мужеством. В рубке размещался командный пункт, пост радиста и первоначально был спланирован гальюн (туалет), который быстро на всех катерах переделали в душевую кабину. А ходить по нужде все ловко умели и за борт. Моторное отделение почти полностью занимал 6-ти цилиндровый дизель. Заводился он 2-мя большими аккумуляторами. Его обслуживали мотористы в наушниках из-за сильного грохота. На корме - башня АГС-17 и бак для питьевой воды, которую брали на базе. Когда вода кончалась набирали забортную воду, отстаивая от песка. На корме также был внутренний отсек, где хранилось продовольствие, т.к. это было самое прохладное место на катере.
Было еще одно плав средство- глиссера , их называли вертолетами могу сказать одно -в1983 они стояли на приколе на берегу,4-5 шт, в полуразобраном виде ,после появления Петренко, 3шт восстановили ,Экипаж 2 человека и3-4 пассажира. Летел над водой и землей 30-50 см пролетал кусты и не замечал Вообщем на воздушной подушке, Скорость не скажу ,но от базы до моста на Хайратон уходило примерно 20 минут, Хотели запустить трассу от базы до Бассаги с дозапрвкой на 2 точках , но из-за топлива (авиционный керосин)
пользовались ими очень редко


На ПСКа 719 и 202(Керки) стояли ПКВТ лафетах.На Пска дизеля были 3Д6 и запускались 4 акб 6ст-182.На Аистах дизеля стояли ЗД20 запускались двумя 6ст-182.
Просмотров: 6324 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0  
1 Урал   (10.02.2016 19:03) [Материал]
Добрый день братки!!!! спасибо за сайт создателям!!! вы просто молодцы! Я служил в ОДСК 45 82-84 год, уволился 30 декабря 1984 года, малый катерист, в последние полгода вечный помощник дежурного по дивизиону Шарафутдинов Урал! служил под Келифом, бассагой и хайратоном, братки кто помнит или даже уже не помнит пишите на эл.адр. 280262@mail.ru ,буду рад пообщаться, про--бал все адреса годков, полгода Назад нашлись с братом Валерой Зуевым!! всем привет!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Термезская флотилия © 2024
Хостинг от uCoz