связи с выводом войск с Афганистана и для усиления советско-афганской границы в октябре 1987года в часть с Амура были переброшены ПСКРы пр. 1204 " Шмель" в количестве 8-ми штук. С приходом "Шмелей", в 1988году 45 Отдельный дивизион сторожевых катеров, переформирован в 22 Отдельная бригада сторожевых катеров и кораблей командир капитан 2 ранга Козин Евгений Иванович, нш Вокуев Николай Иванович;в его состав входили; Дивизион кораблей., 1 дивизион командир БондаренкоН.Н кап.лейтенант: включал 15 ПСКа+1 взвод малых катеров(комвзвода ст.мичман Кулаков),2 дивизион (командир......)10 ПСка+2 взвод малых катеров.В дивизионе была СРМ(слесарно ремонтная мастерская)командовал ею ст.мичман Паладий.Замечательный мужик штангист. Основные ТТД пр.1204 "Шмель. Водоизм. - 80/70т. размеры 27,7Х 4,3Х0,8 броня борт 8мм, палуба 5мм. Дизеля М-50Ф - 2 шт. сумм. мощн. 2400л.с. Вспомогателные дизеля (дизельгенераторы)-2 шт. 2 винта, 23уз. 240 миль на 20уз. топливо - 4,75т. масло - 0,3т. вода - 0,2т. мореходность 3 балла. автономность 7 сут. экипаж -14 ч.(1 оф. 2 мич. 3 старш. 8 матр.) ГК "Градус-2", НЭЛ-7, НРЛС "Донец" р/с Р-617, Р-619 вооружение: 1-76,2мм Д-56 танковое в башне -150 выстрелов. 2Х1-14,5мм 2М-7 или 2М-3М, 1 -7,62мм ПКТ Строились в Керчи (98ед) и Николаеве(со сборкой в Хабаровске) в 1967-74гг. Главный констр. Озимов Л.В. Общая численность выпущенных пр.1204 «Шмель» составляла :119 ед. из них 78 - АК, 41 – ПСКР-;59ед. для ВМФ,4 в 1984-85 в Кампучию,20 в резерве. 11 - БФ, 16- ЧФ ( на Дунае), АК-234 и АК-374 - ККФ. Остальные на АМУРЕ! Бронирование башни - 30 мм. Вертикальная броня рубки и барбетов - 10 мм. Корпус и переборки - 8 мм. Изначально проект создавался по мотивам резкого ухудшения отношений с Китаем и в стремлении как можно быстрее построить для Амурской флотилии . Позже проект переработали под задачу непосредственной огневой поддержки войск не только на реках и озёрах, но и в ближайшей морской прибрежной зоне. Однако в силу желания сэкономить на всём, бронирование поставили противопульное, да и 76-мм танковое орудие в качестве главного калибра оказалось явно недостаточным... В итоге "Шмели" стали использовать, как ПСКРы. Ну, куда как более многочисленные бронекатера времён ВОВ (например, такие, как этот пр. 1124) работали по берегу вполне успешно... Особенно - с установкой РСЗО на месте кормовой башни. Экипаж «Шмеля» составлял 14 человек. На его вооружении имелось: На носу – танковая 76-мм пушка, 4 гранатомета АГС-17 "Пламя" (по два на каждом борту в броневой выгородке, за рубкой), далее реактивная установка БМ 14/17 , на корме – двуствольная зенитная 25мм. установка 2М-3М. Для службы на Амударье корабли были переоборудованы к условиям службы в автономном режиме. Перед переброской они прошли переоборудование на судостроительном заводе в Хабаровске. В виду того что вода в Амударье не пригодна для питья были установлены дополнительные емкости питьевой воды., Охлаждение двигателей осуществлялось забортной водой, по той же причине была переделана система охлаждения; вдоль борта (ниже ватерлинии) установили теплообменники (типа радиатора из труб) за счет которых шло охлаждение воды. "Шмели" ходили до слияния Пянджа с Вахшем,далше не рисковали,да и это были пробные выхода, в основном стояли от Хайратонского моста до 5-й заставы( ПСК ходили дальше).Про быт; жили на ПСКРах, питались там же, экипажи ПСК и малых катеров жили и питались на базе .На приказы выходили 4 ПСКРа к каждому были приклеплены 2 малых катера(Аиста)-заступали на 15 дней, потом менялись, так что 4-ре ПСКРа на базе ,4-ре на приказе.
|